Портал магистров ДонНТУ

ДонНТУ

Магистр ДонНТУ Папуна Наталья Валериевна

Папуна Наталья Валериевна

Тема выпускной работы:

«Переработка терриконов методом агломерации»

E-mail: Natalya_Papuna@mail.ru

Главная страница Автобиография Электронная библиотека Автореферат по магистерской работе Ссылки Отчет о поиске Индивидуальное задание

Электронная библиотека

РЕФЕРАТ

по дисциплине:

«ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО»

на тему:

ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВИЛ РИТОРИКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УСТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ

Папуна Н.В.

ВВЕДЕНИЕ

Ораторское искусство – умение произносить речь перед аудиторией доходчиво, увлекательно и убедительно. Ораторская речь – речь, подготовленная.

Риторика – научная дисциплина прердачи хорошей речи и качественного текста, наука о законах подготовки произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию, знания, дающее людям владение усной речью.

Риторика это одно из древнейших искусств. Оно возникло приблизительно в V веке до н. э. как ответ на практическую потребность общества. В этом обществе практические вопросы решались на Народном собрании, публично при огромном стечении народа слушался суд, достаточно многолюдны были празднества. Риторика становилась необходимыми для каждого человека. Ее создателями стали Платон и Аристотель; их предшественники, создавшие первые труды по риторике: Лисий, Горгий. Наиболее прославленные ораторы того времени Демосфен, Исократ, Сократ, Перикл.

Необходима риторика и в наши дни. Невозможно переоценить ее роль в политике, коммерции и в повседневной жизни. Одной из основных задач человека, который хочет добиться успеха, становиться превлечение как можно большего числа людей на свою сторону.

1 РИТОРИКА. ЖЕСТЫ

1.1 Сущность и назначений жеста

Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчета. Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и бросающиеся в глаза жесты. Но и любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов тоже жест. Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без неуловимо сложного сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног.

Для начинающего оратора, еще не привыкшего к жестикуляции руками при публичном выступлении, правильно пользоваться жестами – трудная задача. Сначала ему необходимо приобрести должную осанку и умение владеть собой во время выступления. А затем почему бы не заняться работой над жестом? Если во время учебных занятий на курсах искусства речи у вас возникает острое желание сделать, скажем, жест руками, не подавляйте его, дайте рукам сделать движение в соответствии с возникшим импульсом. Если таких импульсов при выступлении нет, никогда не прибегайте к произвольной и механической жестикуляции.

Секрет особой целесообразности жестикуляции руками скорее всего заключается в том, что в значительной части человеческая деятельность осуществляется при помощи рук, и поэтому их положение и движения стали наиболее характерными для выражения наших переживаний. Руки, как и речь, определили переход человека на высшую ступень развития по сравнению с животными. Руками человек не только держит плуг, топор или перо; руками он приветствует друзей, угрожает врагам, ласкает любимое существо. Восприимчивость к жестикуляции руками глубоко заложена в сознании слушателя. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание.

Жест имеет ценное значение и как физическое выражение творческих усилий оратора, дающее нам некоторое удовлетворение. В известных пределах нам даже нравится наблюдать за оратором в самом процессе его работы. И ему самому при передаче своих мыслей доставляют удовлетворение физические проявления чувств, сопровождающих мысль и ищущих выхода.

1.2 Правила пользования жестами

При жестикуляции пользуйтесь следующими правилами:

а) Жесты должны быть непроизвольны. Прибегайте к жесту по мере ощущения потребности в нем. Не подавляйте импульса наполовину. Если начали поднимать руки, но не дали им свободного движения вверх, то получится что-то вроде жеста, которым распугивают кур: кш-кш. Такая жестикуляция довольно обычна у новичков.

б) Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестикулируйте руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом.

в) Управляйте жестами. Не старайтесь походить на ветряную мельницу, придержите силы в запасе; помните, что жестикуляция - элемент равновесия всей позы. Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.

г) Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.

д) Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории. Например, взрослые в противоположность детям предпочитают умеренную жестикуляцию.

2 ЗАПОМИНАНИЕ РЕЧИ ПЕРЕД ВІСТУПЛЕНИЕ

При подготовке к любому публичному выступлению нужно учесть те рекомендации, которые разработала риторика на протяжении веков. Нужно не только продумать ее содержание, но и тщательно подготовиться к ее проговариванию.

Для меня одним из основных этапов в работе над речью – это ее запоминание.

В античности речь заучивали наизусть. Многочасовые речи Цицерон запоминал с помощью разработанного им метода. Как же поступаю я? Ведь современная речь должна быть естественной, вызывать ощущение импровизации.

Конечно, метод запоминания и подготовки к выступлению у каждого индивидуален. И все же я прислушалась к советам, которые дает А. К. Михальская сегодняшним ораторам:

1. Я начинаю готовиться к выступлению, особенно если оно важное, не накануне, а за несколько дней. Это позволяет мне «вжиться» в тему, так что мне не приходится специально запоминать, что, собственно, я должна сказать по поводу данного предмета.

2. Я репетирую речь. Даже лучшие лекторы (И. П. Павлов, К. А. Тимирязев) репетировали лекции по несколько раз. Поскольку мой темп жизни иной, я ограничиваюсь хотя бы двумя-тремя репетициями.

3. Я не репетирую речь «по кускам», а только как целое. Если запуталась, не начинаю сначала, а ищу выход по ходу речи. Хорошее впечатление от речи не пропадет, если что-то забывается. Упустив нечто важное, всегда можно ввести пропущенное в удобное место, сказав: «Чуть было не забыл… Вы еще спросите…» – и добавить то, что нужно.

4. Готовясь к речи, можно составить шпаргалку – несколько небольших листов бумаги, которые удобно держать в руке. Они должны содержать необходимый фактический материал: цифры, цитаты, примеры, доказательства.

5. Перед тем как репетировать речь, я составляю план. Для короткого выступления это может быть просто перечень основных мыслей в нужном порядке, для более обстоятельного – развернутый общий план, отражающий завершенную форму будущей речи.

6. Когда я репетирую, я представляю себе, если возможно, ситуацию будущей речи – аудиторию, помещение.

7. Репетируя, я не стараюсь запомнить фразы, отдельные обороты… Моя цель – запомнить идеи речи, а не форму, в которой они выражаются. Я помню, что я буду беседовать со слушателями, а не читать наизусть. «Свободное владение речью означает владение речевым мышлением».

8. Естественно, что при каждой репетиции речь получается по-разному. Это и хорошо. Репетируя, я обращаюсь к написанному плану только в том случае, если забуду сам ход мысли.

9. На листке плана я всегда оставляю широкие поля – на них я могу записать опорные (ключевые) слова: по опорному слову можно легко восстановить в памяти весь соответствующий раздел. На основной части листка я пишу основную часть («шпаргалку») к данному разделу. «Правилом должна быть свободная речь по ключевым словам». Во время прогулки я произношу речь на ходу, используя подготовленные карточки.

Когда наступает день, когда я выхожу со своей речью к слушателям. И вдруг в середине речи у меня возникает непреодолимое желание импровизации. Допустимо ли это? Х. Леммерман в своем учебнике приводит следующие слова Дамашке: «Отдельные трудности, которые мучат при подготовке и кажутся не поддающимися полному преодолению, часто молниеносно проясняются и решаются самим собой во время доклада… Если во время речи открываются ворота новых знаний и появляются вереницы новых мыслей, то для оратора это самое счастливое событие». Конечно же, можно вставлять новые мысли, которые не предусмотрены в конспекте, «но импровизации нельзя буйно разрастаться в докладе», т.к. речь может потерять связность, логичность. Легкость импровизации достигается с опытом.

ВЫВОДЫ

Я рассмотрела базовые идеи ораторского искусства и риторики. Но также незаменим и личный опыт публичных выступлений. Тогда человек сможет сделать собственные наработки и возможно выдвинуть свои оригинальные идеи. Необходимо чувствовать аудиторию и уметь корректировать свою речь в зависимости от ее реакции. Оратор должен иметь широкий круг знаний по многим вопросам, и уметь вести дискуссию на любую тему.

Главная страница Автобиография Электронная библиотека Автореферат по магистерской работе Ссылки Отчет о поиске Индивидуальное задание
© ДонНТУ 2008 Папуна Н.В.